Тест Роршаха на манной каше
Nov. 2nd, 2009 10:01 pm
Сразу предуведомление: трудно судить о подобной ситуации по пересказу, особенно пересказу с довольно отчётливой негативной оценкой. Может статься, что новая шефиня
В двух словах ситуация такая:
Эпизод 1. Новая начальница использует для знакомства с новым для неё коллективом некие карточки с картинками. Она просит людей отбирать те карточки, которые им нравятся, и рассказывать, почему они их выбрали, и что за story за всем этим стоит. Впоследствие она также просит сотрудников при помощи этих картинок описать некие рабочие ситуации и своё отношение к ним.
Эпизод 2. Новая начальница проводит - назовём это старинным русскиим словом - некий воркшоп, во время которого предлагает и описать, и проработать какие-то рабочие проблемы и планы при помощи "пакета цветной бумаги, фломастеров, ножниц, клея" и тп. (стандартный такой набор для креативных сессий, надо сказать).
Какова реакция
Сквозь весь текст проходит сквозная тема - это "детский сад". Их, "серьёзных профессионалов", заставляют играть в дурацкие детские игрушки. "В воздухе запахло манной кашей".
Каковы основные реакции комментаторов (-ш, в основном)?
Первый слой комментов полностью
Второй слой примерно такой: да как она смеет? это же много чего можно узнать про человек из его историй, а ну как все эти начальники и дальше начнут проективные методики использовать? это беспредел, гнать её в шею, много нецензурного.
У меня ко всем этим оценкам отношене предвзятое, разумеется. Я десять последних лет проработал в крупной дизайнерской фирме, где вот такие вырезания-наклеивания картинок, рисования-аппликации - а также лепка из пластилина, игры в Лего, плетения сеток из ниток, раскурочивание старого электронного барахла и собирания из него игрушечных "проектов" - самые что ни на есть ходовые методики. Причём, не методики дизайнеров для самих себя - нет, это всё применяется для самых серьёзных инновационных, пардон, воркшопов, семинаров стратегического планирования, разработки возможных сценариев будущего, позиционирования и перепозиционирования компаний, и в том числе и для "изменения культур" в оных. Размер моей "выборки" за эти годы - несколько сотен участников таких мероприятий, в основном люби из бизнеса, самых разных мастей. Ярко выраженная негативная позиция - подобная той, что демонстрирует
Когда польза приносилась (а это обычно случалось, причём особенно много когда люди отклыдывали в сторонку своё настороженное отношение и включались в игру), то в следующий раз это были уже другие люди. Они знали, что "это работает", и активно включались в подобные игры с пол-оборота, и активно же искали возможностей поработать ещё раз.
Я никогда не видел проявлений второго типа реакций, как у
Есть ещё один, третий, момент в этом случае - и
Я обсудил этот случай с одним знакомым голландцем (и думаю, что это довольно типичная история) - так вот, его именно этот момент поразил больше всего. То, что люди ведут себя как вчера из деревни, что они не в теме ни целой уже индустрии "серьёзных игр", ни широкого использования креативных методик в бизнесе "и не только" - ладно, фиг с ними, дорастут.
Но почему у них такой сильный негативный якорь не детство? спрашивает меня он. У вас что, в России не относятся к этому периоду жизни как к чему-то безусловно положительному? Если мне скажут, что сейчас мы сделаем что-то "как в школе, помните"? - о, это ж кул! А вас, что, не так? спрашивает он удивлённо.
А у вас?
no subject
Date: 2009-11-02 09:21 pm (UTC)хотя я люблю и уважаю проективные тесты и знаком с их значимостью
одним из важнейших условий применения таких тестов является их уместность
ситуационность
без нее тексты теряют смысл и действительно становятся детским садом
более того проективное психологическое тестирование на работе - при условии что это не отражено в контракте - нарушение прав человека
я бы аргументированно отказался
no subject
Date: 2009-11-02 09:24 pm (UTC)тут я с вами согласен
скажем на работе можно организовать небольшую "поделочную" комнату - где люди добровольно (!) будут приходить когда хотят и делать что хотят
+ иногда приводить детей на работу чтобы играть в этой комнате с детьми
все это - добровольно и нерегламентировано
тогда польза
no subject
Date: 2009-11-02 10:48 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-02 11:26 pm (UTC)пока это не нарушает privacy человека
можете в своей семье сколь угодно по обоюдному согласию
на рабочем месте - тоже только по обоюдному согласию
приказ в виде просьбы от начальника таким согласием не считается
no subject
Date: 2009-11-03 12:18 am (UTC)no subject
Date: 2009-11-03 12:20 am (UTC)какой то в вас сквозит экстремизм
наемный труд - это договор
который конешно же может нарушаться обеими сторонами что не есть хорошо
но рабством тут не пахнет
no subject
Date: 2009-11-03 12:27 am (UTC)no subject
Date: 2009-11-02 09:33 pm (UTC)Судя по массовой американской культуре (сильно ближе не знаком), школа там - тоже довольно ужасная.
no subject
Date: 2009-11-02 09:48 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-02 09:59 pm (UTC)но да - в масс культуре принято школу хаять
высмеивать недостатки так сказать
no subject
Date: 2009-11-02 10:47 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-02 10:10 pm (UTC)отдельный вопрос это, конечно, достоверность таких данных и эффективность их использования (у гладуэлла в blink есть прекрасный пример неиспользования, когда работодатель сознательно сужает поток получаемой информации: слепые "прослушивания" музыкантов, претендующих на место в симфоническом оркестре).
комментарии про детство мне кажутся защитной реакцией, потому что люди пока не очень понимают, как реагировать на такие вещи. они чувствуют опасность, но у них нет шаблонных реакций на такое вторжение в личное пространство (да и вторжение ли это?).
no subject
Date: 2009-11-02 10:42 pm (UTC)Не начинается для них там понедельник в субботу, а дальше уже детали. Не в играх тут дело. В любой компании, где люди заботятся о Деле, работники бы или участвовали искренне, или сказали бы, что не стоит делать такого, потому что Делу плохо будет.
Во всем письме ни слова о КОНТЕНТЕ работы, заметь, что показательно.
Супернегативная реакция на игры у меня была несколько раз в жизни. Например, меня сильно вышиб из седла (игровой) тренажер сражения одного в Блэк Тэмпл, поругалась с гильдией. Наш общий знакомый Д. из Бостона, я ему сказала, что играть не буду ни во что из этого, особенно "Мафию," плохело мне чрезвычайно. Вообще, в игры типа шахмат или настольных по правилам играю недолго и очень психологически непросто и неприятно.
no subject
Date: 2009-11-03 04:21 am (UTC)И мое счастливое детство тут совершенно непричем. Извиняюсь, что без мата не обошелся, но когда мы придем к власти...хм...кароче пока не придумал, что с ними делать, но именно они будут первыми.
no subject
Date: 2009-11-03 12:35 pm (UTC)Или, другой вариант - чтоб учёные устраивали настоящие игры для будущих или начинающхи учёных. Как существующие и мне скорей нравящиеся примеры, приведу научные олимпиады, карнавалы блоггеров, или вот давно популярный инженерный конкурс "лучшая конструкция для сбрасывания яйца с большой высоты" http://competitions.asme.org/eggdrop/
no subject
Date: 2009-11-03 01:03 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-03 01:22 pm (UTC)Или так: бывают ли игры, полезные для более качественного или более эффективного продвижения научной деятельности типа Х. Или так: бывают ли игры, повышающие радость жизни в контексте занятий научной деятельностью типа Х. Эти и подобные вопросы мне интересны.
Почему не "необходимы" - потому что наука вообще не необходима для выживания и во многих культурах не существует. Вот музыка/пение/ритмика во всех культурах существует. Игры во всех культурах существуют. Это human universals, а наука, или там аксиоматическая математика - нет. Поэтому вопрос о "нужности" (обязательности, необходимости), в этом контексте, приводит в тупик, потому что есть сильный исторический/антропологический аргумент, что всё поле "не необходимо."
no subject
Date: 2009-11-03 06:18 pm (UTC)Это у вас логическая ошибка. "Необходимы," это науке и/или ученым, которые ею заняты (естессьно при условии, что наука существует) а не кому-то вообще для выживания.
Ну а радость жизни мне доставляет одно, чтобы очередной проект дали довести до ума и потом не просрали. Если не просрут, то пусть играют в свои игры на здоровье, только от меня подальше.
no subject
Date: 2009-11-03 06:27 pm (UTC)Мне интересны, тем не менее, вопросы о возможности, полезности и приятности. Как один из возможных, полезных и приятных научных инструментов.
no subject
Date: 2009-11-03 01:24 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-03 07:30 pm (UTC)Если честно, я не могу себе представить настоящего учёного, которого может унизить чьё-то прелложение попробовать подумать по-другому, особенно если это делается в игровой форме, именно что "с деревянными мечами".
Вообще, для меня такая позиция, что я де всё делаю как серьёзный
пацанучёный, и ни в какие ваши бирюлечки не играю - это диагноз: всё, остановился человек в развитии.Но больше всего удручает агрессивность, конечно; то есть, не только я сам не хочу меняться, потому что я навсегда уверен в своей правоте - я и других за такое желание буду "мочить в сортире". У меня только такие вот ассоциации, с автором этого крылатого выражения.
no subject
Date: 2009-11-05 12:41 am (UTC)В эти игры я уже играл как-то, так что знаком с материалом. Приходит массовик затейник и предлагает заниматься всякой муйней, типа "Разбиваемся на группы по 5 чел и изобретаем что-нибудь из области протеомики! Главное-работать командой!" И со мной в команде будут 3 лаборанта, которым на все насрать, и еще какой-нибудь продакт менеджер из Маркетинга. Но для затейника главное, чтобы мы работали, а не он сам. Так пара часов пролетают, в переливаньи из порожнего в пустое, потом затейник сваливает, получив сотен 5-6 за "консультанскую работу," HR ставит галочку в плане, у меня полдня убито. Спасибо, не надо.
no subject
Date: 2009-11-03 06:36 am (UTC)мы не креативный коллектив.
даже более того. Ничего креативного в той работе, что мы делаем нет. Есть циферки и процедуры, их нужно из одной колонки в другую внести и именно это мы делаем. Ничего креативного быть в нашей работе и не может быть, у нас рамки работы четки определены законами и определенными правилами. Шаг вправо-влево и тебе дают по шапке.
В этой ситуации "а представьте себе" представить трудно. Потому что нереально.
А если не реально, то зачем?
для меня лично и для коллег это было потерянное время. Еще раз. Мы не креативщики, совсем. Даже наоборот.
Плюс то, что тоже не маловажно, все в нашем коллективе работают парт-тайм (не на полную ставку). Работы много, а вот времени, что бы это сделать маловато. Три часа сидеть и клеить наклейки обозначает, что я должна буду остаться после работы еще на пару часов, доделать то, что не было доделано, потому что мы клеили.
Работа (и вот тут мы подошли к самому главному)должна делаться. Мы не специалисты, что бы писать пространные тексты про квалитет высшего образовани в Голландии. Это абсолютно ничего не имеет общего с моей работой. То есть совсем. Это больше имеет смысла для высшего эшелона менеджмента, которым я явно не являюсь. Так вот. Моя работа, сама, без собраний, без вырезаний, без всей шелухи с брошюрками и пространным планами,вполне отлична. Но как только начинается переливание из пустого в порожнее да еще такими методами, меня это напрягает.
Но опять таки. Я абсолютно не креативная личность.
Получилось как оправдывание, почему я написала такой текст.
no subject
Date: 2009-11-03 06:57 am (UTC)Для всего есть свое место. И для ролевых игр, в том числе. Не каждому коллективу и не каждому человеку это подходит.
И да, текст закрою.
no subject
Date: 2009-11-03 11:31 am (UTC)Я бы мог тогда поспорить с оценкой - менее уместно, более уместно и т.д, но не стал бы поднимать базар про общую негативную позицию. Но там же по-другому было - "пришла, карточками помахала, кашей манной запахло (хороший, кстати, якорь), ну и херню нам толкают!". И френды твои сразу же заулюлюкали - ну и дура, надо же, карточками размахивает, фломастерами рисует во время работы, ужос какой. То есть, такая деятельность критикуется как жанр, без всяких контекстов.
Вот если бы она как все нормальные манагеры митинг созвала, скучный, тупой, с пятидесятью слайдами, зачитываемыми вслух полтора часа - вот это да, наш человек, мы бы её заплевали, конечно, но этот геймплей мы знаем, всё нормально.
И это никак не связано с тем, креативная работа или нет (у меня вон в комментах самые что ни на есть креативные учёные с не меньшей агрессивность набрасываются на "цветные кружочки", просто убить их всех готовы, "креативщиков" этих). Мне кажется, это больше про общую позицию личностную говорит, открыт человек к новому опыту, своему или чужому, даёт ли он(а) шанс чему-то новому пропрасти или зарубает на лету, потому что старым доволен. Как-то так.
no subject
Date: 2009-11-03 11:40 am (UTC)no subject
Date: 2009-11-03 12:27 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-03 04:48 pm (UTC)Я скорее согласен с
Если игра раздражает — значит в неё с вами играют зря.
no subject
Date: 2009-11-03 05:30 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-03 07:04 pm (UTC)в головеи ассоциируется с играми, никакого другого положительного и серьёзного опыта использования игр и отличных от нудных заседений форм (интер)активности и продуктивной работы за плечами нет. Ну и потом статусу может навредить - не пристало серьёзным профессионалам в игры играть.Про свою школу я давно знаю, что она очень нетипичная для России: педагогическая гимназия с уроком "Коллективная творческая деятельность", на котором с нами играли, а потом объясняли, как устроены эти игры, для чего они и как их проводить; классные часы с чуть ли не психодрамами; многочисленные совместные креативные и научные проекты, как на уровне класса, так и всей школы и т.д. - после всего этого слова "игра" и "как в школе" лично у меня вызывают только положительные эмоции. И я понимаю, что у большинства людей из бывшего СССР это далеко не так.
Справедливости ради хочу отметить, что помимо уместности этих техник и игр очень важна их реализация. Я сама не раз наталкивалась на придурковатые интонации и поведение а ля массовик-затейник на морском курорте - в такой ситуации, даже понимая, что это и зачем делается, трудно преодолеть отвращение и негативные ассоциации с тем же детским садом (хотя кто бы со мной такими вещами в саду занимался, ага..). От таких затейников (которые неуместно используют или хреново реализуют) и появляются разговоры о вымышленных псевдокомпетентностях и общая негативная реакция.
В ситуации c odarka, как тут выше уже верно отметили, ещё большую роль играет нежелание действительно включаться в рабочий процесс. Хочется быть функцией (причём, даже видимостью этой функции, а на самом деле жж читать и побыстрее свалить с работы), а не живым человеком с умением видеть и решать проблемы. Потому и сопротивление.
Вообще невероятно смешно: цветными маркерами по белой доске - это по-взрослому и серьёзно; а цветная бумага, фломастеры и клей - уже детский сад и манная каша. Мы взрослые и серьёзные профессионалы. Бу!
no subject
Date: 2009-11-03 07:14 pm (UTC)А то я тут совсем приуныл, нифига себе думаю лучи поноса летают, скоро уж всех "несерьёзно настроенных" на расстрел поведут Настоящие Профессионалы :)
Надо уж тогда и лавочку нашу новую побыстрее прикрывать, пока не засветилась сильно.
ЗЫ: Выберите себе подарок из Амана, и дайте мне знать адрес, куда его слать :)
no subject
Date: 2009-11-03 07:44 pm (UTC)Меня саму эта тема давно задевает. Дурацкие ведь отмазки про детский сад - сразу видно, кому шашечки, а кому ехать.
Лавочку прикрывать не надо, надо наоборот показывать и рассказывать, что такое все эти "игры", а то уж очень странные коннотации у слова всплывают.
ЗЫ Про подарок - большое спасибо, но во-первых, у меня уже есть два :), а, во-вторых, мы тут, честно говоря, наши картинки со стен уже поснимали и новые только в интернетах держим, и вообще максимально избавляемся от физических сущностей (грустно смотрю на многочисленные коробки после переезда) - при кочевом образе жизни они сильно мешают свободному передвижению. Я, если можно, пока на экране полюбуюсь (всё равно тут чаще бываю), а потом, когда случится книжка, сразу оптом закуплю :).
no subject
Date: 2009-11-03 08:01 pm (UTC)Может, ещё одна получится, по материалам выставки в Перми
no subject
Date: 2009-11-03 09:54 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-03 09:56 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-13 07:55 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-06 09:25 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-06 09:29 pm (UTC)