congeries: (cea mirror)
[personal profile] congeries


Честно сказать, зеркала - не первое, что приходит в голову при упоминании имени этой - художницы (?), скульпторши (?) - английское artist всё так хорошо покрывает  - короче, Луизы Буржуа (Louise Bourgeois). 

C Буржуа как с МакЛюэном - про того все знают, что media is the message, но дальше этого опошленного афоризма никто ничего обычно не читал (и даже и его поэтому понимают примитивно); так и с Maman-ами - многие видели этих пауков, расставленных теперь уже по всему миру (самый знойный, конечно, по-прежнему в Бильбао) - но фиг кто понимает, что там с ними и почему . 



А когда "большинство" начинает что-то читать/смотреть и про них, и про Буржуа, то обычно получается, "какая же гадость, всё это ваше перверсивное современное искусство!"  Тут уж, как говорится, не до зеркал, унести бы ушки и усики подальше от Красных Королев.

Так случилось, что про Буржуа я читал давно и довольно много (как говорится, "по-другому поводу" - почти каждый, кто начинает заниматься перекрёстком психоанализа и искусства, выходит на её имя с неизбежностью). Но, как говорится, "даже я" (tm) не знал, как много и интересно она работала с зеркалами, поэтому во время работы с этой зеркальной историей меня поджидало много разочарований открытий.  
  
Итак, немного про Зеркала Буржуазные 

Надо сказать, что рассказ про неё не входил в мои немедленные планы, мне ещё много со старьём разбираться. Но во-первых, я решил, что надо чередовать "из старенького" и "из новенького", а тут мы ещё и нанесли внезапный визит в музей современного искусства в Гааге (т.н., Gemeente Museum Den Haag - это переводится как Музей Мэрии Гааги, или (менее точно) как Городской Музей, но "по факту" это именно музей совриска).  Вообще-то мы хотели попасть в/показать Mauritshuis, но он совершенно весь закрыт на долгосрочный ремонт - однако значительная часть его коллекции выставлена сейчас как раз в Gemeente Museum, и поэтому дорога туда и легла, так удачно. 

Музей этот известен (среди буржуаведов, по крайней мере) тем, что там есть одна из её знаменитых Клеток (Cells) - N 9, по-моему. Вот как это всё выглядит:




Но это уже не просто "зрелая Буржуа" (это инсталляция 1998 года), это и с точки зрения "зеркальной темы" очень продвинутая работа; поэтому, чтобы тут всё понять (и объяснить), нужно начинать с самого детства.

В принципе её биография неплохо, хотя и коротко, пересказана в статье на википедии, я мало что могу добавить, кроме пары картинок. 

Вот, например, одна из самых знаменитых фотографий Буржуа - она сделана в 1982 году (уже тогда скандально) известным американским фотографом Робертом Мэплторпом (Robert Mapplethorpe) - так называемая Louis Bourgeois with Fillette.



Просто для ясности, стоит, наверное, сразу показать и Fillette - знаменитую скульптуру Буржуа 1968 года. 



Она, мягко говоря, несколько психоаналитична (кстати, если в вас такая "психоаналитичность" что-то такое разжигает и возбуждает, то лучше дальше не читать; даже ещё лучше удалить).  Мне всё это "психоложество" кажется, конечно, специально сконструированным, как у Набокова, который "всё знал" и просто стёбно расставлял капканы в нужных местах).

Но про это я ещё буду, тут же я просто хотел показать характерный разрез губ; его видно потом будет на всех её (само)портретах (точнее, если говорить хронологически корректно, его и раньше было видно, а тут снова проявилось).  Этот разрез можно заметить и на самой ранней её фотографии:
   

Тут Луиза одна, а вот она со своей семьей - отцом (Louis), матерью (Josephine), старшей сестрой (Henriette) и младшим братом (Pierre), в их доме в Choisy-le-Roim в 1915 году. Тут ей четыре года.



Все эти детали и истории раннего детства считаются очень важными для понимания её творчества, и психоаналитики всей мастей находят в них всё, что полагается. Обычно это подаётся так:

"В ранние годы Луиза Буржуа стала свидетельницей супружеских измен отца с английской гувернанткой, жившей у них в доме, что, наряду с ранней смертью её матери в 1932 на почве личных переживаний, попыткой самоубийства и сложными отношениями с отцом, оставило глубокие эмоциональные раны; от которых Буржуа пыталась освободиться всю свою дальнейшую жизнь при помощи творчества".

Здесь, как говорится, всё правда, много правды, даже больше, чем нужно, правды. Отец и действительно был не подарочек, наверное - этакий альфа-самец, которому надо было всем  и всячески это показать. Но тогда ещё не предлагали полёты во главе стаи журавлей, поэтому приходилось классически, с гувернанткой. Которая жила у них в доме, и с которой он вполне открыто там и жил, про что все знали, но никто не говорил. 

Вот она плывёт на лодке с Луизой во время их поездки в Париж:



И попытка самоубийства была - она прыгнула в реку, когда ей было 17, её спас тот самый отец.   И ссоры с ним, но и с матерью, позицию молчаливого принятия ситуации которой она не понимала, и не принимала.  Ещё были дневники, которые она вела лет с 12 и в которых описывала свои мысли и переживания ("раздиравшие её чувствах гнева, вины и страха", как обычно пишут).    

Всё это "раздирание чувствами" пройдёт у неё через всё жизнь, Буржуа будет много и подробно писать про своё детство и юность, и напрямую связывать многие свои работы с этими временами и событиями. Я думаю, что в тех дневниках можно найти и её первые рисунки.  

Эти работы уже более поздние, но что-то похожее могло иметь место и раньше, наверное:


Self Portrait (1938)



Self-portrait (1942)

В 1932 году, когда ей было 20 лет, Луиза поступила в Сорбонну, причём на отделение математики, но довольно скоро бросила его и перешла в Школу изящных искусств, на отделение живописи.  

В то время классицизм и реализм любого рода были в загоне, всё дышало авангардом разных мастей (это мог быть и конструктивизм, и сюрреализм, и кубизм, и дада(изм).  Её первые собственные работы были, скажем так, разными - вот одна из картин, например: 



Reparation (1938)

На том фоне, который был тогда в Париже, она вряд ли бы выделилась, там тогда была совершенно ураганная плотность таланта на душу населения. С другой стороны, и само участие в движухе, тусование с богемой, тянуло - произведением искусства был сам стиль жизни.  Левачество, разумеется, бывшее тогда в моде - Луиза даже посетила пару раз Советский Союз в середине 1930х.

На одной из арт-тусовок она встретила и своего будущего мужа, американского историка искусства Роберта Голдуотера. Они поженились в 1938, а уже в следующем году уехали в Америку, где Луиза Буржуа и прожила до конца жизни. Она сама называла себя американской художницей.    

Вот она в своей первой студии в Нью-Йорке в 1946 году:



Сначала она продолжала писать (рисовать), как и во Франции. Вот несколько примеров её рисунков и картин того времени, из серии Женщины-Дома:



Femme maison (1947)


Femme maison (1946)


Femme maison (1945)


Femme maison (1948)

Но со временем она увлеклась трёхмеркой, как бы это сейчас назвали - не скульптурами даже в полном смысле, а просто более объёмными работами (уже тогда довольно фалличными, if you ask me): 



Тут стоит добавить, что её муж был историком и искусствоведом не абы какого искусства, а первобытного, то есть, как раз вот всех таких тотемов, шаманских тряпочек на палочках и тому подобных праискусственных штук (арт-брют потом многим из этого поживилось).  

Как бы то ни было, но на всей этой архаике Буржуа и, как это сейчас называют, "поднялась".  Не то, чтобы она стала ужасно известной - как раз наоборот, почти всё свою жизнь её известность была скорее, маргинальной, в узком кругу "своих". Но как-то там что-то "вжик, зажужжало", она нашла "своё":


Labirinthe Tower (1962)


Sleep II (1967)



Janus Fleuri (1968)

Все эти скульптуры и инсталляции - которые большинство называли порнографией, и лишь очень небольшая кучка поклонников - Новым Высоким Искусством, Прорывом в Глубины Подсознания, Арт-Философией Секса - стали, как бы их не обзывать, совершенно оригинальным, "фирменным" стилем Буржуа.  

До совсем недавнего времени я бы в этом месте написал "но в них не было никаких зеркал", и перешёл бы к более поздним этапам её жизненного пути, когда зеркала как раз обильно появились. Мне казалась, что в этом, пусть и псевдо-, но архаичном творчестве не могло быть зеркал; типа, архаика не рефлексирует. 

Но вот тут внезапно нашлась эта скульптура:



Mirror (1970е)

Она так и называется - Зеркало, но это, как говорится, как посмотреть. Как в том анекдоте про профессора и студентку - Что ты вы, безусловно, про рака знаете.  Зеркало, если оно тут и планировалось, предназначается не для от-ражения, а для де-формации, не для рефлексии, а для искажения, искривления. Не прояснить, а смутить. С другой стороны, во время полного порядка и прозрачности конфузия может быть самой нужной и полезной стратегией (и тактикой).

Короче, пока это самое раннее "зеркало", которое нашлось у Буржуа; если найду более ранеее, сообщу отдельно (например, я не нашёл пока ни одной её "картины" (=2D) с зеркалом.


Я писал, выше, что все эти "скульптуры бессознательного" сделали Буржуа узнаваемой; но не уникальной, в подобные игры тогда играло много народу.  Но в какой-то момент она сделала по-настоящему оригинальный ход, когда она стала работать с пространствами, когда её арт-манифестации "израненного бессознательного" (хотя это тавтология, по-моему) можно стало не только рассматривать, но и буквально входить в них.

Одна из первых её пространственных работ - Разрушение Отца (Destruction of the Father,1974)



Это такая мрачная то ли пещера, то ли провал, то ли дыра - а то ли рот великана, с рядами огромных полусточенных зубов: как говорится, все свободные ассоциации в гости к нам.  

Официальный (авторский) нарратив - что это всё от-ыгрывание (от-рыгивание?) тех самых  "раздиравших чувств", отлежавшихся с самого детства; как если бы их не отрыгивали все 3- лет до этого. То есть, надо иметь в виду, что и все эти могучие инсталляции создавала (пусть и не всё и не всегда "своим собственными руками", но и тем не менее) 60- (а потом и 70-, и 80-) летняя женщина. Она была, конечно, тот ещё электровеник.

Вскоре после этой Деструкции Буржуа создаёт свою первую Комнату (или Клетку?, Cell?) - хотя эту, по-моему, так ещё не называли. Она называется Красная Комната (или Комната Родителей, Parents' Room, 1974)





Проблема в рассказе про эти штуковины в том, что их толком и показать-то тут нельзя. Это не плоская картин, это даже и не скульптура; пространство не просто осматривается с разных сторон, в нём как бы присутствуешь. Даже при том, что в этим комнаты-клетки обычно не пускают, в воображении ты всё равно туда себя помещаешь. 

А тех же зеркалах ещё и отражаешься - вместе с отражениями других вещей в этой "комнате".




О "смысле" всех таких конструкций говорить не приходит, у кого сколько есть свободных смыслов, тот столько и при(в)носит. Мой привнос может получиться только очень поверхностным, я не видел эту инсталляцию сам (как, впрочем, и большинство других), а судить по картинкам трудно - хотя бы и потому, что и не знаешь точно, какой картинке верить.

Та, что вверху - скан из книжки, вроде бы у них должны быть "официальные" копии. А в сети ходит та, что ниже, зеркальная её версия. Чему верить в мире зеркал(ьных родителей)?  



Cell 'Red Room' ('Parents' Room') (1974)

После этой комнаты/клетки Буржуа стала их молотить как конвейр, я не знаю даже, сколько их там всего сделано (и знает ли кто-нибудь другой) - начались, как обычно, всякие "издания", "версии", site-specific вариации итп. Некоторые были "именными", другие шли просто по номерам. Зеркала были не во всех, но во многих из них - вот например, Cell III (1991).




А вот фотографии клетки - тут это действительно уже "клетка" - "Глаза и Зеркала" (Eyes and Mirrors', 1989):




В 1988 году Буржуа делает одну из самых знаменитых - и самых зеркальных - инсталляций, так называемую Mirror Cell (или "12 Овальных Зеркал"):




Именно эти все "клетки" сделали её "снова знаменитой", по крайней мере, среди музейщиков и галеристов; и работы были интересные, и нарратив богатый. 

Буржуа не перешла полностью к пространствам, в каком-то смысле, даже наоборот (тут это в жанре "я щетаю"); мне кажется, что именно потому, что она стала заниматься пространствами, её "обычные" работы стали намного интереснее; а там и диалектическая петля недалеко.



Blind Man's Buff (1984)



She-Fox (1985)  (в сторону - какой бедный язык, они не могут даже нормально сказать "лисица") 



Rabbit (1990)


Nature Study (1984)

Ну, и пауки - много пауков наделала Буржуа за свою долгую жизнь; этот, кстати, долгое время стоял как раз в Гааге, возле того самого музея. Сейчас его куда от перенесли, не знаю точно, куда. 




Spider (1996)

В некоторых из своих комнат-клеток-пространств Буржуа использовала не зеркала, но другие объекты, позволяющие разыгрывать всякие интересные игры со светом и отражениями (иногда, как видно на проектах выше, она их использовала вместе с зеркалами - всякие колбы, бутылки, просто полированные поверхности); вот инсталляция Precious Liquids (1992), Драгоценные Жидкости.




Это и "просто красиво", все эти развешенные колбочки действительно переливаются на свету, как драгоценные камни. Но у Буржуа есть и "нарратив" (а какой совриск без?) - это как бы всё наши, человеческие жидкости, которые мы выделям в разных состояниях - слюна, когда мы чувствуем голод/жажду, пот, когда работаем (или от страха - Буржуа считает, что это совсем другой пот); слёзы, моча, итп. Мы - это наши Драгоценные Жидкости.   

И другие тому подобные красивые метафоры воплощала художница в своих _____х :


No Exit - Выхода Нет (1989)

Как я уже писал выше, эти работы трудно, невозможно понять по картинкам - по крайней мере, надо тогда смотреть их много, разных - вот, например, как по-разному увидели те же Жидкости разные люди, в разное время:




Одна из последних клеток - просто Номер 27 (2004 года)







Кульминацией всего этого зеркально-пространственного эпоса стала гигантская инсталляция - I Do, I Undo, I Redo - установленная впервые в Tate Modern в Лондоне, сезон 1999-2000 года (я не знаю, куда её потом перевезли, если).  Это огромная, как и Maman, конструкция, на грани архитектуры уже - высота этих "зеркальных башен" была больше 20 метров:


I Do, I Undo, I Redo (1999-2000) - Я делаю/Я отменяю сделанное/Я переделываю - это названия трёх башен.


Сооружение башни I Redo (1999)


Позже, для Convention Center в городе Феникс, Буржуа сделала ещё одно гигантское зеркало, по-моему, последнее такого размера. На нём написана фраза, которая принадлежит Буржуа, и которая стала её своеобразным девизом - Art is a Guarantee of Sanity; Искусство - гарантия вменямости.


Art is a Guarantee of Sanity (2005)

Вот фотография, которая лучше передаёт масштаб событий:



А это игры, которым посетители предаются с зеркалами:



По сути дела, эти игры - такая же часть этой арт-работы, как и "сама" арт-работа; старый Алисин вопрос, кому принадлежит отражение в зеркале? Зеркалу или смотрящемуся в него человеку? Или - смотрящему на смотрящегося в зеркале?
 



Возвращаясь к клетке, которую мне удалось увидеть в Гаагском музее (первой пока) - чувствую я, что надо бы туда ещё раз возвратиться (тем более, что коллекцию мы так толком не посмотрели, почти всё время ушло на классику из Mauritshuis. 

Но - уж что есть; часть фотографий мои, часть нет; эта клетка называется Qui es-tu? - Кто ты?












А ещё можно посмотреть сегодняшнего и вчерашнего [livejournal.com profile] aman_geld-a.


В завершение этого - не рассказа, даже, а просто навала какого-то картинок - хочется пожелать самому себе ещё и ещё раз к этим работам возвращаться  (и в реале, и тут). А то вон, про одного Арнольфини сколько трут, и всё не перетрут - а про эти все современные, ужасно интересные, п(р)о-зор-ливые (в разных смыслах эти шести слов) работы все норовят максимум три строчки в блоге тиснуть - и всё. А тут - рефлексировать - не перерефлексировать!

Надо бы, конечно иконки мои снова начать делать, тут накопилось на два-три новых "слоя" смыслов. Но сегодня не успею, завтра дорисую. А пока - Буржуазная добавка к 

 
 
ПРО ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ

Date: 2012-12-08 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] 12-drakon.livejournal.com
Потрясающе интересно, спасибо. Из рефлексии, если хочется - нравятся уровни сложности и нелинейности. Поражает, что бывают они не только в науке, но и в искусстве. Я в это не до конца верю, мне эта сложность искусства иногда кажется несуществующей все-таки. С точки зрения сложности математики, где ее можно ручками потрогать и убедиться.

Date: 2012-12-08 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] centralasian.livejournal.com
Дело не дисциплине, а в уме, в его способности создавать/понимать сложные системы. Математики, в конце концов - тоже люди :) Есть сложно мыслящие учёные, философы, писатели, артисты - да кто угодно; люди. И есть все те же самые, но мыслящие "несложно".

Date: 2012-12-08 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] 12-drakon.livejournal.com
В сложность мысли я верю без проблем. Мне в другое поверить тяжело: в сложность создаваемых артефактов. То есть что теория струн сложная, я могу убедиться легко :-) А что знойный паук в Бильбао сложный, я не до конца верю. Что мысли Буржуа на тему были сложные, верю, а что паук сам сложный - не особенно. Понимаешь?

Date: 2012-12-08 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] centralasian.livejournal.com
Есть струны, а есть теория струн. Сама струна - сложная или нет? Паук - это такая "струна", как артефакт он не должен быть "сложным", важно, что появляется шанс, что кто-то по его поводу сложнее подумает, чем раньше (и без него). Это не обязаетельно так случится, и не со всяским (как и не всякий, кто увидит и даже подёргает струну, породит теорию струн).


Кстати, о струнах - я тут недавно нашёл интересный канал на youtube, Sixty Signals; точнее, это проект такой, у которого и канал есть тоже. В принципе, научпоп, но интересный; может, ты и знаешь уже. Подумал, что вам с вашими детёнышам можно такое делать с математикой, вместе делать интересные истории про математику в мире. Хотя может, вы и делаете уже это. За вами не угнаться уже, вы всё уже делаете.

But anyway.

Date: 2012-12-08 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] 12-drakon.livejournal.com
Струна - не созданный артефакт. Теория струн - созданный артефакт. "Сложность" в этом смысле я бы хотела применять только к рукотворным объектам. Даже, наверное, к мыслям не стоит, потому что они не shareable, а у меня все определения социальные. Так вот, сложность теории струн измерима, shareable тоже. А вот сложность паука?

Я не знаю, "должен" паук быть сложным или нет, но обсуждение такое, как будто таки да. И вот на этом месте у меня примерно такое ощущение, как от прослушанной лекции "Ленин - это гриб". Типа, это все стеб и придумано на месте, а при ближайшем рассмотрении (в отличии от теории струн) рассыпется в прах.

Именно что теорию струн ВСЯКИЙ может подергать, математика всякому одна и та же. А вот этого паука?

Спасибо за канал, не знала, не делаем. Хорошая идея. Положу в Facebook.

Date: 2012-12-08 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] centralasian.livejournal.com
сложность теории струн измерима, shareable тоже

И то, и другое только для подготовленных - знающих "язык", умеющих думать об абстрактном; и это не только математики касается, нам, чтобы с тобой разговаривать о чём-то, надо сначала уметь вообще "разговаривать", некий пакет культурных навыков иметь.

Возьми музыку - кому-то трень-брень, кому-то - прорыв в человеческом понимании и освоении мира. Ты не можешь оценить, сложна или нет игра Ростраповича - но есть люди, которые могут, они долго учились и "знают язык". Потрать несколько лет, и ты тоже поймёшь/почувствуешь, что он в своё время играл "сложнее всех".

Пресловутый Ч.Квадрат был так-то туп, как веник, однако поставил подножку гигантском культурному потоку, поставив его на дыбы. "Ленин-гриб", кстати, из той же серии - так-то, шуточка дурацкая, но ты-то понимашь, что это в своё время был "судьбоносный артефакт".

Ты же живёшь в Матрице, или ты забыла? Которая создана из кода, но который представляет себя, как будто он "реальный" - законы, например, культура. Чтобы их хакнуть, рас- или пере-кодировать, не обязательно "сложные" артефакты создавать, важно "в нужное время и в нужном месте". Вирусы, например, очень простые же (и био-, и техно), но могут грохнуть весь организм.

Вот например твоя деятельность, все эти игры, движуха, которую ты создаёшь - они же так-то несложные, особенно по сравнению с суперсложной системой образования (которая встроена в ещё более сложную культурную сеть); но ты при этом надеешься как-то это всё трансформировать, путём зафигачивания в систему нового "образовательного вируса". И всю сложность твоей игры поймут - кто? Те, кто понимает и всю предущую сложность мира, и то, как ловко (куда/когда/как) ты всовываешь свой рычаг. А без этого всего - ну фигня какая, в бирюльки играют.

ps: немного про другое, но рядом - Joe Davis, интересный дядечка, art/science. Много интересных проектов, мне кажется, что вам как-то нужно законтачиться. Мы с ним говорили про "новое преподавание математики", ему было очень всё интересно; я даже про тебя ему говорил, но примерно в размере 2 секунды.




Date: 2012-12-13 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] 12-drakon.livejournal.com
- Сложность теории струн измерима, shareable тоже
- И то, и другое только для подготовленных - знающих "язык", умеющих думать об абстрактном

Совершенно верно. ЭТОТ язык в открытом доступе, унифицирован, собран в тщательно описанные словари, и много народу работает над тем, чтоб минимизировать внутренние противоречия в нем. Слова там значат вполне определенные вещи.

Все эти опции резко контрастируют с языком искусства. Который, по-моему, каждый критик во многом придумывает на ходу.

У музыки есть измеряемая сложность. У визуальных искусств - ?

Я не к тому, что ОБЯЗАТЕЛЬНО создавать сложные артефакты. Я к тому, что важно уметь сложность артефактов измерять. Или, по крайней мере, не называть артефакт сложным, если не умеешь... Вот к этому у меня претензии.

Date: 2012-12-08 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] lenau-27.livejournal.com
Очень-очень интересно! Спасибо.
Как вы считаете, (в связи с предудущей веткой обсуждения тоже) стоит ли искусствоведам или кому угодно описывать свои рефлексии и нарративы по поводу артефактов и иных "кусков мира" ? Или артефакт остается поводом, а наарратив у каждого свой - сложится он или нет - не важно.

Profile

congeries: (Default)
congeries

January 2013

S M T W T F S
   12345
678910 1112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 04:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios