congeries: (cea mirror)
[personal profile] congeries


Я уже писал про Хуана де Фландеса (и даже не раз), но интересно, что я делал я это если и не с чистого, то, так сказать, "с дигитального листа". Я нашёл те репродукции в сети, и рылся и искал информацию в там же.  Интересно это потому, что при этом у меня дома стояла всё это время книжка про этого самого мастера; более того, одну из самых известных его работ я видел своими собственными глазами, причём буквально "намедни". Но так как-то случилось, что всё это прошло мимо - глаз? ума? эээ.. души? - в момент написания тех постингов.

Возможно, для такого вытеснения были причины (хотя всё равно "нет ему оправдания") - и картину я видел, и книжку купил в одном и том же месте, в музее  Mayer van den Bergh в Антверпене, в который я поехал как бы "за другим", "за Брейгелем", а основная коллекция была осмотрена галопом и отложена до лучших времён (как, впрочем, и рассказ про того самого Брейгеля, что ещё один повод для "стыд и срам").

Во время этого беглого осмотра музея я сделал некоторое количество фотографий, но именно эту картину не снял - хотел, но просто не успел, нас как-то всех стали поторапливать к выходу. А книжка и вообще довольно лево ко мне попала: я хотел купить каталог музея, но был предложен - как по-русски стали называть bundle? у меня крутится только старорежимное "в нагрузку", но это не совсем то. Короче, доплатив какую-то мизерную сумму, можно было вместе с каталогом купить и эту книжку (это её обложка выше).  

А там обнаружилась вот какая офигенная история - да ещё и с зеркалом в придачу!


Вот как выглядит картина целиком:



Она довольно большая, 50 х 75 см, и написана на дереве (то есть, это не картина, а панель - это, кстати, важно будет в данной истории).  

Содержание её, как сразу видно даже совсем невооружённым глазом, очень макаберно, на грани тошнотворности (Гринуэевский Повар-Вор приходит в голову - ещё и потому, что название её тоже не без чорного юмора - The Banquet of the King Herod). По-русски "банкет" превратился в Пир - Царя Ирода; правда, по-русски ещё положено дописывать Антипа (Herod Antipas, если по-английски). Таким образом, этот одетый в испанский костюм времён Колумба мужчина - Ирод; но не тот Царь Ирод Великий, который перебивал невинных младенцев, а его сын (от второй (?), третьей (?) - короче, от какой-то n-ой, но не первой жены - от первый у Ирода Великого родился сын Филип; который тоже сыграет роль в этой истории, кстати).

Как и его отец, Ирод Антипа правил Галилеей, как раз в районе перехода BC в AD. Времена были сложные, войны, перемирия, потом снова войны, всякие браки по расчёту, чтобы избежать новых войн, всё, как обычно. Первый брак Ирода Антипы случился именно таким, он взял в жёны дочь царя одного из соседних царств, Набатеи (Nabatea). Но во время поездки в Рим (в состав империи которого все эти царства входили) он встретился там с Иродиадой, бывшей в тот момент женой того самого Филиппа, его брата по отцу. Кроме того, она была ещё и внучкой Ирода Великого, то есть, приходилась Ироду Антипе племянницей. Так-то инцест, но тогда на это закрывали глаза чуть больше.

Согласно библейским текстам, Иоанн Креститель по каким-то причинам решил глаз как раз не закрывать, а, наоборот, публично осудил Ирода Антипу за такое неподобающее поведение. Cюжет, кстати, не то, чтобы очень популярный в живописи, но изображаемый довольно часто - вот, например, фрагмент фрески итальянского мастера Masolino da Panicale на эту тему (1435):



Что там именно случилось после, понять уже сложно - даже и прямые библейские источники расходятся в интерпретации, а уж сколько там нагородили после... не на один постинг рассказ, короче. То ли он сам решил наказать Иоанна, а то ли всё подстроила его коварная супруга Иродиада (к этому, например, ближе Флобер в своей Саломее) - но как бы то ни было, Иоанна сначала задержали, а потом и вовсе казнили. Причём, в этом место обычно вплетается и имя Саломеи, дочери Иродиады от её первого мужа  - что якобы Ирод пообещал ей исполнить любое её желание, если она согласится танцевать (нагой?) перед его гостями. Желанием (Саломеи? Иродиады?) стала как раз голова Иоанна. Ну и семейка!, обычно восклицается в этом месте рассказа.

Если следовать такой трактовке, то девушка с подносом с головой Иоанна на картине - это как раз Саломея и есть:



 
Но на этом сказка не кончается; точнее, у такого сюжета должен быть некий приквел. И про него нам мог бы рассказать не кто иной, как [livejournal.com profile] i_shmael - потому что "приквел" висит сейчас в Женеве, в Музее истории искусства (? - Musée d'Art et d'Histoire). Вот как он выглядит (как и в случае с первой картиной, ссылка ведёт на более крупную версию):



Это не менее могучая (и не менее макаберная) работа того же Хуана де Фландеса; здесь казнь -  совсем в стилистике Games of Thrones - приводит в исполнение сам Ирод. Видно, что девушки слегка прибалдевают (но совсем-совсем слегка - а на первой картине, например, даже следов адреналина не видно):

 


Но дело и на этом не кончается - оказывается в другом музее есть ещё одна картина этого же художника в жанре "а вот ещё было дело с Иоанном Крестителем". На этот раз она про самое главное его дело, собственно, за что он и получил это своё прозвище:




Это даже не картина, а сложная конструкция, причём огромная, около двух метров высотой, которая всегда понималась как часть какого-то алтаря. К алтарю я ещё вернусь, но и на самой этой картине есть интересности:




Присутствие архангела во время крещения Христа не является, имо, каноничным - но я не проверял, если честно. Гораздо интереснее тут (мне) навороченный медальон, который висит на робе архангела:



Как говорится, зуб даю, что там что-то в нём отражается - но на моей репродукции не видно, что именно, и надо писать слёзное письмо испанскому миллиардеру Juan Abello-у, в коллекции которого сейчас находится эта работа, чтобы дал посмотреть.

Судя по всему, кто-то что-то такое уже написал, и конструкцию эту уже поизучали немного, и в какой-то момент кому-то пришло в голову, что это все эти панели - цепья одной цепи части одного алтаря. Который в оригинале мог выглядеть примерно вот так:




Алтарь был заказан для церкви монастыря Мирафлорес (Cartuja/Monastery of Miraflores), недалеко от испанского города Бургос (Burgos). Он и сейчас ещё существует, и даже действующий, по-моему:




Некоторые части его богатого центрального алтаря датируется аж 15 веком, то есть, как раз временами Хуана де Фландеса; но многие части являются уже более поздними вставками:




Помимо главного алтаря, в монастырской церкви всегда были и группы дополнительных алтарей - может, и не алтарей, я не знаток, но каких-то тематических арт-групп - часть из них сохранилась и по сей день, и выглядит примерно вот так:




Поэтому было высказано предположение, что все эти панели с Иоанном были частью подобной группы.  Третья (предположительно левая нижняя часть) "нашлась" в Национальном музее в Белграде. Это так называемая Проповедь Иоанна Крестителя.  




Она выглядит хуже других работ, потому что до сих пор не реставрировалась (все остальные как-то прошли через эту процедуру - в этой связи та же антверпенская панель выглядит совершеннейшим новоделом, как иконы 16 века на Арбате, пахнущие современным лаком). 

Интересным моментом во всей это истории воссоединения картин в одно единое целое было как раз дерево - те доски, на которых они были написаны. Понятно, что что картины анализировали и так, и сяк, и во всяких разных лучах - но это всё помогло только ещё раз подтвердить их общее авторство, но не обязательно, например, одновременность написания (что могла быть указанием на принадлежность одной группе).

Тут учёным, можно сказать, повезло - оказалось, что четыре из пяти досок (все боковинки) сделаны из одного и того же дуба (точнее, из двух дубовых деревьев - про которые попутно выяснили, что они росли не так далеко друг от друга, практически в одном лесу).

Вот схема, которая показывает, каким образом доски из этих двух этих разных деревьев (Boom I и Boom II) использовались в панелях

 
  

Пятую, центральную панель, связать с этими деревьями не получилось. Но зато про все другие теперь известно даже то, каким образом их вырезали из стволов:-

 



Всё это очень интересно, конечно, но всё-таки больше в стиле воплей "до чего дошёл прогресс".

Мне во всей истории нужна была, разумеется, только самая первая панель - Рождение Иоанна Крестителя. Она сейчас находится в Музее искусств в Кливленде:





Внимательные читатели этой серии сразу вспомнят, что этот сюжет проходил тут буквально намедни; я, правда, тогда бухтел, что это не Иоанн, а Мария рождается - и как раз пытался использовать зеркало как аргумент в свою пользу. Ан нет, тут трудно крыть (и с древоанализом, опять же, не поспоришь). 



То есть, это всё-таки Иоанн - и держит его, скорее всего, Мария. Возможно, что это и не Св.Лука, а кто-то другой (непохоже, что он пишет картину с Марией, скорее, он что-то записывает, и на этой картине, и на похожей, которую приписывают ван Эйку); но может, и он. И тогда это не Св.Анна, бабушка Христа, лежит в кровати и не хочет кормить грудью своего ребёнка - а вовсе Св.Елизавета (но ребёнка всё равно кормить не хочет).

До того, как я перейду к зеркалу, хочется обратить внимание на ещё один странный гэджет, который висит на стене возле кровати: 




Он, конечно, того, немного отваливает челюсть. Часы? Тут не в том, конечно, дело, что во времена Христа никаких механических часов не было. Но были ли они уже в 1500 году? Мое первое впечатление было, что нет, не может быть, позже, и уж точно не в Испании.  Но люди говорят, что уже с середины 14(!)-го века всё спокойненько делалось, и что к концу 15го часы стали вполне себе мейнстримом.

Но да к "зеркалу":




Офигенное зеркало, что и говорить. Правда, мне всё больше и больше хочется перестать называть эти предметы "зеркалами". Мне кажется, их смысл и назначение были совсем иными, чем "встать поутру и, не вылезая из будуара, навести марафет". А что были они, судя по всему, каким-то глубоко символическими артефактами, с не очень понятными мне целями - типа Глаза Господня или что-то в этом духе.  И что тогда и зеркало Арнольфини, и многие другие "зеркала", которые тут уже пробегали - чё-то они все "про другое", как мне всё больше кажется.

Из других "замет" - это "хм-хм-хмм" не просто висит на специальном крюке, но и на специальной металлической подвеске (и снизу там болтается что-то, что сослепу можно даже принять за "крестик".  Обрамление конвексного стекла "опять напоминает" знаменитое зеркало знаменитого зеркаломонстра Босха. Правда, там нет "шариков", а тут они не просто есть, а как-то очень многочисленно и прихотливо есть (смысл размещения внутренних пар несколько несимметрично - на 3.15, 9.15 итп - от меня пока ускользает). 
  
Ну, и отражение - оно есть, довольно развёрнутое, но всё равно не очень понятное (to do: письмо в Кливленд). Там виднеется окно (рама - но заодно как бы и крест); там виднеется небо - и мир? город? Виднеется ли там Мария и другие? См to do выше.

W: 1780


И МНОГИЕ ДРУГИЕ ПОСТИНГИ ПРО ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ

Date: 2012-12-02 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] kuzya-64.livejournal.com
Бо-бо-боже" Вылитая Инна Чурикова на первом фрагменте!
Изумительно интересный пост. На праздники планирую все перечитать, может, что пропустила. Предвкушаю Брейгеля:)) Не откладывайте надолго, пожалуйста. Пусть все получится.

Date: 2012-12-02 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Оооо, спасибо!
у меня всегда руки не доходили, чтобы узнать, зачем Ироду понадобилась голова Иоанна.

А про зеркала мне все-таки чрезвычайно непонятно - зачем их вешать _внутри_ кровати? Тем более они всегда на такой высоте, что посмотреться в них можно только встав в полный рост на кровати -при мягких перинах чрезвычайно неудобно, шатко и никаких практических смыслов не несет - ни одеваться, ни чистить зубы, ни причесываться невозможно. Тем более невозможно одеться и причесаться с помощью служанок - и что? потом залезть внутрь кровати и посмотреть на себя??

То, как они висели и на какой высоте, как-то отменяет на мой взгляд их практическое использование в качестве looking glass. Может они работали как рефлекторы? Отражали свет от окна внутрь алькова? Но тоже сомнительно...

Были магическим предметом? Отражали зло от ложа? все искажалось и становилось маленьким - так и зло, которое могло бы причиниться в беспомощном состоянии - искривляется и уменьшается?

Date: 2012-12-02 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] 802-11.livejournal.com
Мы подбираемся к истине, саспенс сгущается.

Date: 2012-12-02 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] clement.livejournal.com
спасибо!

Date: 2012-12-02 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] moiseykinsson.livejournal.com
Очень интересно.
Page generated Jul. 28th, 2017 02:40 am
Powered by Dreamwidth Studios